Добро пожаловать!
логин *: пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Рюриковичи, происхождение династии и начало ее правления на Руси 9-09-2016, 19:38 |

Рюриковичи

Рюриковичи, происхождение династии и начало ее правления на РусиЛетопись XI в. рассказывает нам: восточные славяне создали государство в результате призвания варягов из Скандинавии.

Такая концепция была нужна придворным киевским историкам, чтобы, во-первых, возвысить княжескую династию над народной массой, выделив ее из общего состава населения, и, во-вторых, доказать законность княжеской власти, созданной не путем принуждения и насилия, а вследствие добровольного призвания предка княжеского дома. Эта тенденциозная заостренность рассказа о «призвании» первых князей оказала большое воздействие историков 18 и 19 века. Образование «государства Российского» выводилось именно из факта призвания Рюрика, Синеуса и Трувора.

Династия Рюриквичей

Рюриковичи, происхождение династии и начало ее правления на РусиВ год тысячилетия Русского государства был воздвигнут в Новгороде довольно безвкусный памятник. Более научный критический подход к летописному рассказу позволил рассеять эту литературную легенду и выяснить ее источники. Зачатки государственного строя нужно искать не в скандинавах, а в княжествах племенных славян. Варяжские конунги лишь возглавили тот процесс, который шел внутри славянских обществ Восточной Европы. На восточноевропейскую территорию варягов привлекли возможности грабежа и торговли. То и другое тесно переплеталось в торговле, грабежах и в продаже награбленного. Этот разбойничий характер варяжской торговли хорошо отражен в известной саге о Торварде Собаке.

Участники экспедиции в Биармию сговариваются, что каждый получает в свою пользу прибыль от проданных им товаров, добыча идет в общий дележ; в устье Двины они днем меняют сукно на пушнину, а ночью совершают грабительский набег на соседнее святилище. Торговые поездки сопровождались захватом пленников. Арабские источники говорят о набегах на славян русов, т. е. скандинавов, которые приехали на кораблях, забирали их в плен и отвозили в Хазарию и Булгарию. Отдельные конунги со своими дружинами захватывали наиважнейшие территории на речных путях, прорезывавших территорию восточных славян.

Если только посмотреть на карту варяжских «княжеств», то сразу же убедишься, что такова первоначальная цель норманнских захватов в славянских землях. Один из таких искателей приключении Рюрик утвердился сперва в Ладоге, а позже у истоков Волхова из Ильменя, в Новгороде, который служил ключом с севера к Днепровскому пути, ведшему «из варяг в греки» на другом варианте пути из Балтийского моря на Днепр, в Полоцке, на Западной Двине, в Х в. находилось княжество Рогнвальда. Конунг Торвард (Трувор), предполагаемый брат Рюрика, по преданию, утвердился в Изборске, близ Чудского озера, откуда Нарвою шел путь в Финский залив.

Другие предводители варяжских дружин в лице Аскольда и Дира завладели Киевом в земле полян, который являлся конечной станцией на пути «из варяг в греки», ключом к нему с юга. На Белоозере, через которое проходил путь из Финского залива на Волгу, княжил, согласно легенде, Синиут (Синеус), которого, подобно Торварду, литературная легенда называла братом Рюрика. В разных ситуациях конунги вступали в различные отношения к туземному населению. Славянские племена могли в отдельных случаях и добровольно подчиниться той или иной шайке завоевателей, поскольку присутствие ее гарантировало им безопасность от набегов и грабежей со стороны других подобных же разбойников. Такова реальная основа сказания о «призвании» варягов. Если между пришельцами и туземцами не достигалось соглашение, то варяги «примучивали» непокорных, насильно собирая с них дань пушниной и другими продуктами хозяйства, которые затем направлялись в Константинополь и на приволжские рынки для обмена на предметы роскоши. Дело шло исключительно о том, чтобы выкачивать из населения потребные для торговли товары. Так возникли небольшие варяжские «княжества» на территории славянских племен.

Правление Рюриковичей

Рюриковичи, происхождение династии и начало ее правления на РусиКняжества эти сохраняли тот военно-разбойничий характер, какой носила вся торговля варягов. В течение зимнего сезона князь с дружиной обходил все, подчиненные ему племена и собирал дань скотом, медом и другими продуктами туземных промыслов (полюдье). Никакой нормы в этих сборах не было: брали, сколько могли. Если требования превышали благоразумие, то плательщики восставали и избивали сборщиков дани, как это получилось с с сыном Рюрика Игорем и его воинами.

Весною собранная за зиму дань грузилась на однодеревки и отправлялась по течению Днепра в Константинополь. Чтобы избегнуть полюдья и «насилий» и требования кормов, ближайшее к занятому варягами городку население предпочитало само «возить повоз», т. е. приходить в город с данью. Вся эта система эксплуатации славянских племен варягами напоминает даже в деталях сбор ясака с сибирских народов вооруженными отрядами московских ясатчиков или калмыцких и монгольских обманщиков и отнюдь не отражалась на внутреннем строе славянских племен, которые по-прежнему продолжали управляться племенными князьками и старейшинами. Несомненно, что поверхностный характер завоевания был вызван тем, что на месте у славян процесс феодализации еще только начинался, и варяги не нашли у них условий, которые позволили бы им осуществить более интенсивную эксплуатацию страны путем захвата земель и закрепощения жителей, как это случилось в Северо-западной Франции, на территории, захваченной норманнами.

Между отдельными искателями приключений шла непрерывная борьба за дань и за обладание наиболее выгодными пунктами на Днепровском пути. Память об этом сохранила легенда о захвате Киева Олегом. Но, если взглянуть на это иначе, то варяжские дружины объединялись неоднократно, чтобы совместно с славянами производить набеги за пределы славянских земель, для грабежа богатых стран Черноморья и Востока. Для военных походов на Черное море и Каспий необходимо было концентрировать власть в руках одного предводителя «великого князя», которому были подчинены остальные «светлые князья». Впервые с таким «великим князем» из династии Рюриковичей мы встречаемся в начале Х в. в лице Олега.

Его посольство в Константинополе в 911 г. выступает официально от имени Олега. Позже, в 945 г., новый договор заключили от имени князя Игоря. Эта концентрация власти произошла не сразу и не без ожесточенной борьбы, отзвук которой мы находим в легенде о завоевании Владимиром Святославичем Полоцкого княжества, обеспечившем ему господство на Двинском пути в Балтийское море. Победительницей в этой борьбе оказалась та княжеская династия, которая сумела взять в свои руки оба важных объекта пути «из варяг в греки» Новгород и Киев. Легенда хорошо уловила смысл этого факта, когда поставила в связи с захватом «матери градам руським» Киева Олегом. Договоры не подтверждают непосредственной преемственности Руси Олега и Руси Игоря, но и последний был «великим князем руским» и держал под рукою все прочее мелкое «княжье», так как он сам княжил в Киеве, а в Новгороде сидел его сын Святослав. Первоначально «светлые и великие князья», находившиеся в подчинении великого князя, сохраняли известную долю независимости, которая выражалась, между прочим, в посылке самостоятельных послов, наравне с великокняжескими, в Константинополь для подписания договора. «Великий князь» выступает в роли главы большого союза. Только в договоре Святослава 971 г. отсутствует упоминание о его вассалах (за исключением Свенелда), и это говорит о том, что уже завершился процесс объединения, и мелкие князья были либо истреблены, либо сошли на положение «посадников» «великого князя».

Быстрый успех киевских князей обусловливался в значительной мере тем, что среди славянских племен наблюдалось очень сильное стремление к объединению. Этому еще поспособствовало принятие единой религии - христианства. Особенно яркое выражение это стремление находит себе в летописном рассказе об Ярославе: потерпев поражение и прогнанный из Киева, он готовился уплыть за море, но жители новгорода уговорили его биться со Святополком, и собрали средства, необходимые для продолжения борьбы за Киев. 

Так сложилась «держава Рюриковичей. В ней отсутствовало этническое единство. В ее состав входили разнообразные племена, впоследствии отколовшиеся и создавшие отдельные народности. Образование «державы Рюриковичей» было искусственным объединением разнородных этнических элементов и различных культур, которое при отсутствии у них экономических связей, держалось исключительно силой оружия.

Рюриковичи видео

 

© С.В. Бахрушин

Держава Рюриковичей // ВДИ № 2, 1938

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Разместил: admin

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт инкогнито.
Настоятельно рекомендуем Вам присоединиться к нам либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии

О проекте